Организация охраны торговых центров

Многолетняя  охранная практика показывает, что защита объектов торговли требует высокого уровня ответственности и является одним из самых сложных направлений работы. Поддержание высокого уровня безопасности усложняется размером площади, большим количеством арендаторов и непрерывным потоком посетителей. При этом к работе сотрудников ЧОО предъявляется масса требований, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.

При организации охраны торговых центров руководство ЧОО проводит тщательный анализ объекта и составляет акт безопасности. В нем указываются количество охранников, их задачи, рекомендации по работе и использованию различных технических средств.

Обеспечить высокий уровень защиты сотрудников торгового центра, покупателей и материальных ценностей можно только при выполнении охранниками комплекса мероприятий. В задачи охранников входит:

Организация пропускного режима.

Предотвращение предумышленной порчи имущества и краж.

Защита персонала ТЦ от физического и психологического воздействия злоумышленников.

Предотвращение террористических актов.

Обеспечение порядка на территории торгового центра.

Взаимодействие со службой безопасности объекта и правоохранительными органами.

На основе созданного руководством ЧОО акта безопасности определяется график работы сотрудников, монтируются системы видеонаблюдения, создаются посты охраны и разрабатывается арсенал специальных технических средств. Так весь процесс организации можно разбить на несколько этапов, к которым предъявляются различные требования.

Требования к охранным постам в ТЦ

Количество постов охраны определяется размерами торгового центра и зонами ответственности. Основными точками, как правило, считаются:

Охранный пост на въезде в торговый центр. На данном посту сотрудники ЧОО контролируют въезд и выезд автомобилей, проверяют документы и накладные у грузовых машин.

Охранный пост на входе в ТЦ. Если входов несколько и они расположены отдаленно друг от друга, пост организовывается у каждого. Основными задачами охраны здесь является предотвращение проникновения злоумышленников на территорию ТЦ, проверка ручной клади посетителей в случае возникновения подозрений на хищение товара или пронос запрещенных устройств. Дополнительно охранник консультирует посетителей торгового центра по расположению магазинов или санитарных комнат.

Пост видеонаблюдения. Сотрудники внимательно следят за действиями посетителей ТЦ и за обстановкой на всей территории объекта.

В целом все организовываемые посты подразделяются на видимые и невидимые. Вторые должны быть незаметны для посетителей, это позволяет наблюдать за действиями подозрительных людей, не привлекая их внимания. В выходные и праздничные дни, когда посещаемость ТЦ увеличивается, в работу вводятся дополнительные посты охраны. Рекомендуется несколько раз за одну смену менять сотрудников на посту, перемещая их от одного к другому. Смена обстановки позволяет охраннику не снижать внимания.

Требования к техническим средствам

Торговый центр в обязательном порядке должен быть оснащен противопожарной системой безопасности и системой видеонаблюдения. При проектировании учитывается площадь ТЦ, количество основных и запасных входов и выходов, наличие эскалаторов и т. д. Сотрудники должны регулярно проверять работоспособность всех систем, а о любых неполадках немедленно уведомлять руководство.

Отдельно проектируется система тревожных сигнализаций. Кнопками тревоги могут быть оснащены все помещения или только наиболее крупные. При большой площади торгового центра сотрудники ЧОО могут иметь при себе мобильные кнопки тревоги. Сигнал передается на диспетчерский пульт, после чего на место направляется группа быстрого реагирования.

Требования к охранникам ТЦ

Охранники, обеспечивающие безопасность на территории торгового центра, имеют не так много полномочий. Любое нарушение должностной инструкции по отношению к посетителям может привести к конфликту. Это недопустимо, так как страдает репутация ТЦ и самого охранного агентства. Поэтому все сотрудники проходят специальную гражданско-правовую подготовку, которая позволяет действовать при возникновении конфликтных ситуаций в рамках закона.

К работе охраны предъявляются следующие требования:

Отсутствие грубости по отношению к посетителям ТЦ, а также фактов игнорирования их вопросов.

Максимальная концентрация внимания на протяжении всей рабочей смены.

Умение своевременно распознать признаки назревающего конфликта и предотвратить его.

Умение быть незаметным для посетителей.

Способность быстро принимать решения в нестандартной ситуации.

Своевременное оповещение о конфликтных ситуациях руководство ЧОО и собственную службу безопасности ТЦ.

Знание расположения кнопок пожарной тревоги, огнетушителей, плана здания.

Охранник не имеет права задерживать посетителей до совершения ими противоправных действий. Если правонарушение произошло, охранник задерживает злоумышленника, однако никаких действий в его сторону не предпринимает. На место совершения правонарушения вызываются сотрудники правоохранительных органов, которые выясняют обстоятельства произошедшего и принимают дальнейшие меры.

К охране торгового центра привлекаются сотрудники ЧОО в хорошей физической форме, обладающие повышенной выносливостью и стрессоустойчивостью, сдавшие все нормы физподготовки и прошедшие тестирование. Учитывая специфику работы в ТЦ, к обеспечению безопасности допускаются охранники, прошедшие гражданско-правовое обучение и успешно сдавшие по нему экзамен; способные моментально выявить назревающий конфликт и определить потенциально опасных посетителей.

Форма охранника определяется владельцем торгового центра. Это может быть как классический костюм, так и стандартная униформа.